Издательство аст я познаю мир энциклопедия

Издательство аст я познаю мир энциклопедия

Автор: Худякова Наталья Александровна

библиотекарь детского отдела библиотеки семейного чтения

с. Конёво , Плесецкого района, Архангельской области.

« Умная страница, помоги учиться».

библиографический обзор- викторина по серии книг

« Я познаю мир».

Слайд 2. Цель:

заинтересовать справочной литературой и научить ею

пользоваться.

Задачи:

— дать представление о серии « Я познаю мир».

— познакомить со справочным аппаратом книг этой серии.

Читательское назначение — учащиеся 4-5 кл.

Тип обзора — рекомендательный

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация.

Слайд 3. Библиотекарь: Ребята! Многих из вас интересуют вопросы об окружающем мире. Как часто мы слышим, да и сами задаём вопросы: Кто? что? откуда? где? когда? как? отчего? зачем? Почему?

Перед вами удивительная серия « Я познаю мир». Об этой серии можно говорить много. Вы все любите читать, выписывать интересные сведения, которые нужны вам, как дополнительный материал к урокам и просто для того, чтобы быть более эрудированным человеком. Ведь не зря говориться, кто много читает, тот много знает.

Многотомная популярная энциклопедия для детей издательства АСТ « Я познаю мир» содержит рассказы по широкому кругу знаний: естественным и гуманитарным наукам, истории, культуре, искусству.

Слайд 4.

В конце каждого тома имеется именной, предметный или предметно- именной указатели, позволяющие использовать книги как справочники и облегчающие поиск нужного материала. Эта серия рекомендуется в качестве дополнительного пособия для учащихся младших и средних классов школ.

Слайд 5,6,7. Я хочу, представить вам книгу из серии

« Я познаю мир» Животные

В этой книге собраны небольшие истории о животных, которые населяют этот мир. Многих из них вы хорошо знаете, о других слышали или читали, третьих видели в телепередачах. В природе всё тесно взаимосвязано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить ей большого вреда. А для этого надо знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете рядом и одновременно с нами, их повадки, привычки, образ жизни. Знать, чтобы сохранить и сберечь. И эта книга поможет вам, ребята, узнать и полюбить окружающий нас животный мир. Содержание этой книги разделено на 4 части:

« Оставшиеся в море», « Потомки динозавров», « Их стихия небо», « Избравшие сушу». Книга содержит предметно- именной указатель, позволяющий быстро найти животное.

Вам наверняка случалось видеть королей: в кино, на фотографиях. Почти у всех королей обязательно есть мантия. Она длинная, и на ней много чёрных треугольничков. Мантия сделана не из ткани, а из сотен шкурок маленьких зверей. Чёрные треугольнички на мантии – кончики их хвостов.

Вопрос: из шкурок, какого зверька сделана мантия у королей?

( горностай)

К сведению: в теплое время шерсть горностая бурая и не очень густая, и лишь к зиме он становиться кремово- белым. Длиной горностай всего 20-25 см, из которых 15 см. хвост. Этот пушистый зверёк обладает очень тонким змееподобным туловищем и очень проворен. Он уничтожает за год 200-300 мышей. Именно из сотен шкурок маленьких зверьков- горностаев — делают мантию королей.

Следующий вопрос: белые грудки, чёрные сюртуки и смешная походка придают этим птицам забавное сходство с человеком. Эти птицы приспособились к самому суровому климату на Земле. Они прекрасно чувствуют себя среди ледяных полей и свирепого холода. Кто эти птицы?

( пингвины)

К сведению: сейчас на нашей планете обитает 17 видов пингвинов. Среди них есть такие, кто перебрался жить на берега Африки, Южной Америки и Австралии. Каждый год малые пингвины гнездятся прямо на австралийских пляжах, нисколько не обращая внимания на глазеющих туристов. Там же они откладывают по 2-3 яйца и преспокойно их высиживают. Хотя пингвины не умеют летать, и на суше очень неуклюжи, зато в воде могут соперничать с проворными тюленями и дельфинами. Крылья служат им великолепными вёслами, с их помощью пингвин развивает скорость до 40 км/ч.

Все эти сведения взяты из детской энциклопедии « Я познаю мир» — животные.

Слайд 8,9,10. Следующая книга из серии «Я познаю мир»- Рыбы.

Эта книга знакомит читателя с некоторыми особенностями внешнего облика, образа жизни и поведения рыб и рыбообразных — удивительных животных, населяющих толщу вод нашей планеты. Собранные в книге наиболее интересные факты о жизни рыб и рыбообразных помогут вам, ребята, узнать о таинственном, скрытом от наших глаз мире этих существ. Познакомитесь с основными группами этих животных, разнообразием и особенностями их внешнего вида, способов передвижения, дыхания, питания, а также с наиболее важными звеньями их жизненного цикла (размножение, миграция). Книга снабжена небольшим словарём, объясняющим некоторые понятия, использованные в тексте, а также указателем с названиями рыб и рыбообразных.

Вопрос: вы все знаете, как страшен и опасен крокодил. Но, оказывается, крокодилы тоже очень боятся — небольшую рыбку. Что это за рыбка?

( пиранья).

К сведению: если крокодилы, хоть немного ранены, они спешат из воды. Почуяв кровь раненого животного, пираньи нападают на него.

С виду пиранья — небольшая ( до 40 см.) серебристая рыба, похожая на карпа. Но у этой безобидной рыбки острые трёхгранные зубы. Пираньи живут в тропических реках огромными стаями. Если в воде появится, хотя бы капля крови, тысячи рыб нападают на животное и через минуту от него останется только скелет.

Вопрос: какую рыбу наших водоёмов называют хищницей?

( щука)

К сведению:

Кормится щука по утрам и под вечер. Обычно она пожирает наиболее многочисленных в водоёме рыб. А весной, например, охотно ест беспечных лягушек. Случается, щука утаскивает под воду мышей, крыс, куликов и даже переплывающих реку белок. Крупные особи нападают на водоплавающих птиц: не только утят, но и взрослых уток, за что иногда их называют утятницами.

Слайд 11,12,13. Хочу представить ещё одну книгу из серии

« Я познаю мир» — Птицы.

Этот популярный том детской энциклопедии знакомит нас с необыкновенным миром птиц, обитающих в нашей стране и во всём мире. Жизнь пернатых предстаёт перед нами с разных сторон: в увлекательной форме книга рассказывает о строении, питании, семейных хлопотах, дальних перелётах, общественных отношениях, уникальном долголетии птиц. Птицы были современниками динозавров, но благополучно дожили до расцвета человеческой цивилизации и повстречались в небе с реактивными лайнерами.

Сотни видов птиц во всём мире, места их обитания нуждаются в охране. Многокрасочный и разноголосый мир пернатых, государственных границ не ведающих, является достоянием всех жителей планеты, и наш общий долг состоит в том, чтобы сохранить его для будущих поколений землян.

Издание снабжено предметно- именным указателем и может использоваться как справочник.

Викторина: « Узнай по описанию».

1.Белый, как снег, с блестящими, прозрачными глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивой шеею. ( Лебедь)

2.Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпорой. ( Дятел).

3. А эта розовая птица загребает своим клювом со дна жидкий ил. Затем, слегка приоткрыв клюв, процеживает ил с помощью язычка, задерживая во рту мелких рачков, червей, моллюсков. ( Фламинго)

4.Эта птица на своём длинном хвосте « разносит» новости

по лесу. ( Сорока).

И еще о многих знакомых и незнакомых птицах вы узнаете из этой энциклопедии.

Слайд 14. Представляю ещё одну энциклопедию « Я познаю мир» —

«Насекомые».

Знаете ли вы, что клещ не насекомое, как в прочем и паук? А сколько ног у многоножки? Кто такие членистоногие?

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в этой энциклопедии, которая посвящена многочисленной рати животного мира — насекомым, паукообразным, многоножкам. Это увлекательный рассказ о существах, которые появились на Земле раньше нас, но благополучно существуют и процветают до сих пор. Цель книги – увлечь читателя, заставить его внимательно посмотреть вокруг себя, узнать побольше о летающих, порхающих и ползающих созданиях, узнать — и значит полюбить. Справочный аппарат книги снабжен именным указателем и списком литературы.

Слайд 15. Посмотрите видеофильм о бабачках.

Слайд 16, 17, 18. Следующая книга из этой серии —

Растения.

Попробуйте представить, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет привычных тополей на улице, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие по кроям дорог. Да и наш дом сразу опустеет. Не будет в нём всяких припасов: чая, кофе, какао, различных круп, не будет и одежды из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их ведь тоже сделали из древесины. Но это ещё не самое страшное. Что было бы, если вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы существовать — воздуха, кислорода?

Учёные насчитали на планете около 500 тысяч видов растений. В течение двух- трёх последних столетий растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них.

В книге рассказывается о самых интересных растениях. Может быть, вы и видели их, но не замечали, потому что не знали о них ничего. О других вы слышали, видели, но не представляете, как они растут. В этой книге вы можете прочесть о растениях, о существовании которых вы и не подозревали. Прочтете о растениях-друзьях и растениях- хищниках, растениях- паразитах и лекарственных растениях. Пусть это будет ваше собственное маленькое открытие. Книга снабжена предметно- именным указателем, что позволяет быстро найти нужный материал.

Например: отгадайте, можно ли употреблять в пищу кактусы?

(Можно).

К сведению: невероятно, но можно. Многие кактусы утоляют жажду путников в пустыне, служат вкусной пищей. Засахаренные ломтики одного из мелокактусов

( « конфетного кактуса») – любимое лакомство мексиканцев. Кактус опунция украшает герб Мексики, которую можно назвать страной кактусов.

Следующий вопрос: Пётр1 отведав в Голландии кушанье из этого овоща, прислал в Россию семена для выращивания. Что это за овощ ? ( картофель)

К сведению: Только во второй половине 18 века картофель начали сажать на

крестьянских огородах. В клубнях картофеля до 20 % крахмала, есть также сахар,

белки, витамины. В народе его называют «вторым хлебом».

Ещё много интересного о растениях можно узнать из этой книги.

Слайд 20.

Я провела обзор только по пяти книгам, но у нас в библиотеке ещё 18 книг этой серии. Я надеюсь, что заинтересовала вас, и вы обязательно познакомитесь с этими книгами.

Слайд21.

Составление синквейна по теме.

«Синквейн» от фран. Слова «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Правила составления синквейна:

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

подготавливает к краткому пересказу.

учит формулировать идею (ключевую фразу);

синквейн

1.Энциклопедии.

2.Научные, справочные.

3.Информируют,заинтерисовывают,обучают,

4.Помогают ученикам при подготовки к урокам.

5.Информация.

Спасибо за урок! И до свидания.

Литература

  1. Я познаю мир: География: Дет.энцикл./ Авт.-сост. В.А. Маркин; Худож. Е.В.Пузикова; Под общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: АСТ,1999.- 558с., ил.

  1. Я познаю мир: Города мира: Дет.энцикл./ Авт.Е.В. Чекулаева; Под общ. ред. Е.М.Ивановой ; Худож. А.А.Румянцев, Ю.А.Станишевский.- М.: АСТ, Астрель,2003.- 478с., ил.

  1. Я познаю мир: Животные: Дет.энцикл./ Сост.П.Я.Ляхов; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож.А.В.Кардашук, Е.В.Дедова.-М.:АСТ,1999.544с.ил.

  1. Я познаю мир: Змеи, крокодилы, черепахи: Дет.энцикл. /Авт.Д.В.Семёнов; Под общ. ред. Е.М. Ивановой.- М.:Астрель, АСТ,2001.-413с.ил.

  1. Я познаю мир: Изобретения: Дет.энцикл./ Авт. А.А.Леонович; Худож.А.А.Леонович ,Л.Л.Сильянова; Под общ.ред. Е.М.Иванова.- М.: АСТ,Астрель ,2003.-510с.ил.

  1. Я познаю мир: Космос: Дет.энцикл./ Авт.-сост. Т.И.Гонтарук; Под. общ.ред.О.Г. Хинн; Худож. А.В.Кардашук и др.- М.: АСТ, 1999.-446с. ил.

  1. Я познаю мир: Культура: Дет.энцикл./Авт.- сост.Н.В.Чудакова ; Под. общ.ред.О.Г.Хинн; Худож.А.В.Кардашук, Е.В.Дедова. –М.: АСТ,1998.-476с.ил.

  1. Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл./ Авт.- сост.Н.В.Чудакова; Под.ред О.Г.Хинн; Худож.Е.В.Гольдяева, А.В.Кардашук. – М.: АСТ,1999 447с.ил.

  1. Я познаю мир: Математика: Дет. энцикл./ Авт.- сост. А.П.Савин, В.В. Стацко и др. под. общ.ред. О.Г.Хинн; Худож.А.В.Карташук и др.- М.: АСТ,1999.-480с.ил.

  1. Я познаю мир: Медицина: Дет.энцикл./Авт.-сост.Н.Ю.Буянов; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, Т.В.Берёзкина и др.- М.: АСТ,1998.- 480с. ил.

  1. Я познаю мир: Насекомые: Дет. энцикл./ Авт.- сост.П.Р.Ляхов; Под.общ. ред.Е.М.Ивановой; Худож.Е.В.Гальдяева,Л.Л.Сильянова.- М.: АСТ,Астрель, 1998.-352с. ил.

  1. Я познаю мир: Праздники народов мира: Дет. энцикл./ Авт.-сост. И.Полянская, Н.Ионина; Под. общ.ред. Е.Ивановой; Худож. А.Снегирёв, Ю. Сташевский.- М.: АСТ, Семейная библиотека, 1999.-512с. ил.

  1. Я познаю мир: Птицы: Дет.энцикл./ Авт. В.В. Иваницкий; Худож. Е.А.Коблик, А.А.Мосалов.- М.:АСТ, Астрель, 2004.- 399с. ил.

  1. Я познаю мир: Растения: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А. Багрова; Под общ. ред.О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, О.В.Войтенко.- М.:АСТ, 1999.-512с. ил.

  1. Я познаю мир: Рыбы: Дет. энцикл./ Авт.-Е.Васильева ; Худож. В.Полевод.- М.:АСТ, Астрель, 2005.-392с.ил.

  1. Я познаю мир: Страны и народы: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А.Багрова; Под общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук.- М.: АСТ, 1999.- 448с. ил.

  1. Я познаю мир: Страны и народы: Дет. энцикл./ Авт.- сост.Л.А. Багрова; Под общ. ред. О.Г. Хинн; Худож. Е.В.Гальдяева, А.В. Кардашук.- М.: АСТ, 1999.-592с. ил.

  1. Я познаю мир: Физика: Дет. энцик./ Сос. А.А.Леонович; Под. Общ. ред. О.Г.Хинн.- М.: АСТ, 1999.- 480с.ил.

  1. Я познаю мир: Химия: Дет. энцикл./ Авт.- сост. Л.А.Савина; Под.общ.ред. О.Г.Хинн; Худож. А.В.Кардашук, О.М.Войтенко.- М.: АСТ, 1999.-448с. ил.

  1. Я познаю мир: Чудеса техники: Дет. энцикл./ Авт.С.Н.Зигуненко; Худож. А.А.Румянцев, Ю.А.Станишевский.- М.: Астрель, АСТ, 2002.-397с. ил.

  1. Я познаю мир: Экология: Дет. энцикл./ Авт.- сост.А.Е.Чижевский; Под. общ. ред. О.Г.Хинн; Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук и др. – АСТ, 1999-432с. ил.

  1. Я познаю мир: Экономика: Дет. энцикл./ Сост. Р.С.Белоусов, Д.С.Докучаев; Худож. Е.В.Гольдяева, А.В.Кардашук.- М.:Олимп, АСТ, 2001.- 496с. ил.

  1. Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. / В.В.Зотов; рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993 – 250с., ил.

Природоведение. 5 класс: материалы к урокам( стихи, викторины, кроссворды)/ Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004.- 88 с.



Источник: kopilkaurokov.ru


Добавить комментарий