Развитие речи первый словарик аст

Развитие речи первый словарик аст

Галина Хлабыстина
Развитие словаря детей дошкольного возраста

Аннотация. В статье рассмотрены задачи и содержание словарной работы, последовательность усвоения новых слов, приемов работы с дошкольниками над обогащением словаря.

Ключевые слова: пассивный словарь, активный словарь. словарная работа, задачи, содержание, приемы работы.

Обогащение лексического запаса является одним из существенных задач речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа над развитием речи детей, лексическим словарем начинается еще в детском саду. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах А. М. Богуш, Н. В. Гавриш, М. М. Кониной, О. И. Соловьевой, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшинои и др.

На сегодняшний день принято выделять четыре основные задачи словарной работы:

— Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми новых слов, которые раньше не знали, а также новых значений слов. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названий предметов, их признаков и свойств, действий, процессов и т. п.).

— Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете, они не всегда знают точное название предметов. Поэтому необходимо наполнение их конкретным содержанием.

— В-третьих, активизация словаря. Как известно, все усваиваемые слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В пассивный словарь входят слова, которые дошкольники знают, но не употребляют в своей речи. Активный словарь включает слова, которые дети усвоили и употребляют в своей устной речи.

— В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектных, жаргонных, просторечных, пониженного значения). Это особенно необходимо в условиях неблагоприятной речевой среды. Дети часто даже не понимают, что эти слова портят и загрязняют их язык. Следовательно, необходимо объяснять и учить дошкольников употреблять соответствующие литературные слова.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте определяется тем, что сначала словарный запас ребенка должен обозначать элементы материальной, интеллектуальной и соционормативной культуры. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяют слова, обозначающие:

• бытовой словарь — названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, еды, помещений;

• природоведческий словарь — названия явлений неживой природы, растений, животных;

• обществоведческих словарь — родина, национальные праздники, труд людей и т. п. ;

• эмоционально-оценочная лексика — слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства, качественную оценку предметов, синонимы, фразеологические сочетания и т. п. ;

слова, обозначающие время, пространство, количество.

В грамматическом отношении дети знакомятся со словами, которые относятся к самостоятельным и служебным частям речи (без введения терминов).

По мнению методистов, ребенок усваивает новое слово в определенной последовательности, а именно: а) ощущение отдельных свойств предмета; б) восприятия целостного образа; в) формирование представления о предмете, понятия; г) отражение понятия в слове [1, 162].

Дошкольники лучше усваивают значение нового слова путем показа натуральной предметной наглядности. Объяснение слова путем демонстрации необходимо осуществлять следующим образом:

а) показ натуральных предметов (волчок, шляпа, баклажан)

б) показ чучел, макетов, муляжей (тетерев, стриж, скворец)

в) показ рисунков, диапозитивов, слайдов (акула, окунь, рысь).

Дети пересматривают кинофильмы, посещают спектакли, смотрят передачи по телевидению, слушают радио, быстро запоминают новые слова, однако иногда недостаточно четко понимая их смысл. Педагог должен помочь разобраться в значении этих слов, перевести их в активный словарь ребенка. После введения новых слов их нужно закрепить. Е. И. Негневицкая рекомендует осуществлять закрепленные в определенной последовательности: узнавание слова, подбор его с наглядными подсказки, подбор слова без наглядной подсказки [2,63].

Закрепить новые слова можно в ходе игры. Например, игра «Запрещенные слова«. Дидактическая задача игры: учить детей произвольно и осознанно подбирать слова, подходящие по смыслу. Правило игры: составлять предложения, не используя «запрещенные слова«. Ход игры: детям предлагается ответить на вопрос педагога предложением, не используя «запрещенные слова«. Выигрывает тот, кто составит большее количество предложений. Вопросы педагога могут быть такими:

— Что делает котенок? (Запрещенные слова: играет, мяукает). Вариант ответа: Котенок умывается лапкой, пьет молоко, ластится.

Ведущим принципом введения новых слов является группировка их по темам. К каждой общей теме педагог составляет тематический словарь на весь период обучения. Это позволяет включать слова в активную разговорную речь, строить диалог по соответствующей теме, составлять рассказ.

К указанным форм работы можно добавить еще такие, как: объяснение слова путем использования контекста, введение новых слов в предложения, подбор синонимов, антонимов, употребление форм слова в разных словосочетаниях, упражнения на создание новых слов с помощью суффиксов и префиксов.

Большую роль в обогащении словаря детей играет речь родителей, окружения, в детском саду — воспитателя, а потому речь воспитателя должна быть не только правильной по построению, но и богатой, содержательной, разнообразной по своему словарному составу.

С целью формирования навыков самостоятельного употребления детьми слов с переносным значением методисты рекомендуют внедрять упражнения на замену прямого значения слов синонимичными словами или выражениями, имеющих переносное значение, а также упражнения на самостоятельное составление предложений со словами в переносном смысле. Такие упражнения воспитывают у детей внимательное отношение к слову, развивают языковое чутье.

Работа над изучением многозначности слов предусматривает: а) осознание того, что слово может иметь не одно, а несколько значений; б) точность употребления многозначных слов в речи.

С этой целью можно рекомендовать следующую работу:

— Объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ветер колышет травы шелковые; у нашей Тани шелковый платочек.

— Подбор близких по смыслу слов (синонимов) к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий;

— Подбор слов противоположных по значению (антонимов): радостное событие — печальное событие.

Среди приемов работы с дошкольниками над многозначными словами методисты называют эффективными следующие:

— построение предложения с многозначными словами;

— рисование по теме многозначного слова;

— нахождение многозначных слов в поговорках, загадках, пословицах и в литературных произведениях — сказках, рассказах;

— сочинение рассказов и сказок на тему многозначного слова [3, 21].

С целью расширения активного словаря детей педагог использует упражнения творческого характера, как: составить предложения, в которых определенное указанное слово было бы употреблено в разных значениях, описать предметы, названием которых является многозначное слово.

Таким образом, своевременное развитие словаря дошкольника — признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня умственного развития, один из важных факторов подготовки к обучению в школе.

Литература

1. Богуш А М. Обучение правильной речи в детском саду / А. М. Богуш. – К.: Рад. школа, 1990. — 212 c.

2. Негневицкая Е, Сохина Ф. Методика обучения русскому языку в национальном детском саду. / Негневицкая Е, Сохина Ф. — М.: Просвещение, 1995. — 144 c.

3. Струнина Е, Ушакова О. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников // Развитие речи и речевого обращения дошкольников. / Струнина Е, Ушакова О. — М., 1995.



Источник: www.maam.ru


Добавить комментарий